1. Стих 1: Павел говорит о себе как о человеке, имеющем определенную миссию. Похоже, что он очень ясно понимал цель своей жизни. Как нам приобрести это же качество? Как узнать, к чему призвал нас Господь?
  2. Если человек знает, к чему призвал его Господь и для чего он живет, что это ему дает? Является ли это благословением?
  3. Как по-вашему, если бы служение не было частью христианской жизни, было бы это лучше или хуже? Почему?
  4. «Апостол» - слово это мы сегодня слышим в основном только в церкви. А что оно означает? Есть ли апостолы сегодня? Можно ли кого-то из нас назвать апостолом?
  5. Кто такой «святой»? Как становятся святыми?
  6. Стих 3: Какими благословениями мы обладаем во Христе? Какие из них особо дороги для вас?
  7. Стих 4: Что означает избрание? Каково значение этого слова без «богословских наслоений»?
  8. Стих 7: Одно из благословений, которые мы имеем – искупление. Вновь-таки, если отбросить «богословские наслоения», что означает это слово?
  9. Ст. 7-8: Чем Бог измеряет Свою благодать? Сколько ее? Как это помогает нам в тех ситуациях, когда мы согрешаем? Приходило ли к вам когда-либо чувство, что Бог не может простить вас за ваш грех?
  10. Стих 10: Что означает «полнота времени»?
  11. Стих 12. Как этот стих отвечает на вопрос о цели нашей жизни?
  12. Что мы узнаем о Духе Святом из стиха 13?
  13. Стих Означают ли эти слова то, что на небесах мы будем иметь общение с Богом, только еще в большей мере, чем теперь?

Мысли:

  • Бог покидает стан Израильский, чтобы не погубить их в порыве гнева и справедливости. Иногда наши грехи приводят нас к тому, что Бог оставляет нас. Видя, что кто-то грешит, мы часто желаем, чтобы суд свершился здесь и сейчас. Но Бог не спешит. Он просто оставляет этого человека. Внешне кажется, что ничего не меняется. Жизнь продолжается, народ идет в обетованную землю. И ты, вроде бы, идешь тоже. Ты можешь подумал: «Бог простил, забыл. Он меня не осудил. Он меня помиловал…» Но может прийти «день посещения Моего», и Господь поразит тебя за грех. А может, просто так и окончится жизнь твоя, своим чередом в пустыне, как жизнь всех тех, кто вышел из Египта, так и не войдя в обетованную землю?
  • Господь не оставляет Моисея одного в таком плачевном состоянии. Он обещает послать Своего Ангела. Моисей умоляет Бога не оставлять их, и Бог послушал его. Интересно, что, когда он просил Бога не оставлять их, он напоминает Ему, что Бог ранее Сам сказал, что Моисей приобрел благоволение в очах Бога (33:12б). Он просит Бога: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих». «Ты уже знаешь меня, Господи. Ты уже расположился ко мне (благоволишь). Но я не знаю, как мне дальше жить. Мне нужно Твое откровение, чтобы эта жизнь моя была бы оправданием (приобрести Твое благоволение ко мне)». Очень смелый разговор Моисея с Богом свидетельствует о том, что Моисей осознает свою ограниченность как лидер народа. Без Бога они никуда не придут, а также то, что он не просто выполняет роль подставного лица, который по команде Бога пошел, и все пошли за ним, потому что он – лидер. Такой метод не работал. Люди – не роботы, у них свои понятия, даже богохульные иногда, и чтобы быть настоящим лидером для них, надо иметь прямой доступ к Богу и Его откровениям. Только когда ты советуешься с Богом по каждому вопросу, как потом делал Моисей, ты можешь быть уверен, что ты на правильном пути. Имеем ли мы подобное дерзновение и желание приобрести благоволение в очах Бога, как Моисей?
  • Кто для вас – лидер? Тот, кто умеет впереди идти, просто выделяющийся из толпы человек, говорящий: «Иди за мной», или тот, кто жизнь свою и хождение отдает в руки Божии? Тот, кто провозглашает: «без меня вы погибнете», или тот, кто говорит: «если Бог не с нами, мы никуда не пойдем?» Тот, кто говорит: «Бог мне сказал, а вы слушайтесь», или тот, кто постоянно имеет общение с Богом, осознает свои недостатки и полагается только на Бога?
  • Зачем Моисею видеть славу Божию?
  • Бог всегда отвечает на наши просьбы – но на Своих условиях. Нельзя Богу диктовать, как Он должен ответить. Но просить ясности, что это действительно Его ответ, мы можем.

Мысли:

  • Человек хочет «своего Бога», к которому он хочет приходить на своих условиях. «Дай нам нашего бога!» - так они говорили Аарону. Нередко это понимание о Боге складывалось из того, что они видели вокруг, как делали язычники. Израиль требовал своего бога, однако поклонялись они ему, как язычники. Таким образом, их «бог» был бы поставлен в пантеон других богов мира сего. Они могли бы сказать: «У нас есть свой бог, он выглядит по-другому. Но на самом деле он ничем не отличается от ваших, и мы сами не хуже и не лучше вас». Эта философия жизни неверна, когда люди постоянно сравнивают себя с другими, и их предел – «как у других», или «надо так, чтобы люди не смеялись». Часто эта «рамка» совсем не поднимает, только иногда некоторые выходят из нее и решают: «а я буду больше, лучше, выше», стараясь всех обогнать, но таких немного. В глазах мира это – герои, но именно этого хотел Бог от Израиля. Он хотел, чтобы Его народ был другим, не таким, как все, отделенным, отдельным, святым.
  • Бог Сам делает для них каменные скрижали. Это – не просто камень определенной формы, это – говорящий камень. Каждый раз, когда ты смотришь на него, он тебе говорит, как жить. Нет, это не так, как у язычников. У них – «живи, как хочешь», и ублажи божество, чтобы твои желания были исполнены.
  • Когда Бог сообщил Моисею о грехе народа и желании уничтожить этот народ, Моисей не соглашается. Он переживает о том, что скажут другие. Он просит сохранить их ради свидетельства миру. Нам жалко людей, особенно тех, с которыми мы так долго шли. Мы перестаем замечать их недостатки – мы просто их любим, не обращая внимания на их недостатки. Бог хочет убрать их из нашей жизни, но мы не согласны. Мы понимаем, что у всех нас – греховная природа, и, зная свои несовершенства, мы склонны смиряться с грехами других. Но Бог – Он святой, совершенный, Он долготерпит, милует, но когда-то все равно придет конец. Проверял ли Бог Моисея этим предложением, или действительно хотел уничтожить народ? Он готовил его к тому, что тот увидит в стане. Когда Моисей увидел, вся любовь и жалость куда-то делись, что даже скрижали были брошены. Моисей не дал Богу свершить суд, однако устроил свой. Правильно ли это было? Возможно, это и был суд Божий?
  • Когда мы сомневаемся в лидере, его способности вести народ дальше, мы требуем силой толпы каких-то изменений. «Мы будем сами управлять! Наш бог – из нашего золота! Мы его сами понесем в землю обетованную! И как-нибудь сами дойдем! И скажем всем – вот наш бог, который нам помог». Это все – надежда на себя, на свое богатство.
  • Бог называет этот народ – «необузданным». А Аарон допустил его до необузданности. Аарон – человек, который боялся за свою шкуру, готовый слушать толпу, плохой помощник Моисею. В отсутствии Моисея не останавливал народ на пути неправильного мышления. Ничего не делал для этого. Брат Моисея, однако не убежденный в Боге. Никогда сам с Богом не встречался и не говорил. У него не было личных отношений с Богом (хоть и священник).
  • «Кто Господень – иди ко мне. Убивайте каждый брата своего». Здесь – отношения с Богом: послушание Ему выше родственных и близких отношений. Как часто нам очень трудно сказать нашему другу и брату, что он неправ. Но боимся, прежде всего, за себя, потому что знаем, что нам самим «оружие пронзит душу». Даже Ап. Павел готовы был быть отвергнутым Богом за братьев своих, чтобы они спаслись. Но Бог не дает нам такой возможности. Он Сам хочет быть на пьедестале нашего сердца. «Кто Мне служит, Мне да последует». А также: «Тот мне брат, и сестра, и матерь». Часто то, кто ближе к нам, не принимает нас всерьез. Как не верили в Христа Его братья по крови. Они часто видят нас еще незрелыми, вспоминая наше детство и проделки. Иногда даже возраст играет в этом свою роль. Они хотят быть с нами на «короткой ноге», как хотели Аарон и Мариамь с Моисеем. Бог не против родственных связей, однако, есть предел панибратству. У Моисея важное послание от Бога: никто не имеет право требовать «поблажки» только из-за того, что он – их родственник. Слово Божие – ко всем, Бог делает нас равными во Христе.
  • Каждый будет сам отвечать за свой грех. Будучи частью народа, общества, с тебя не снимается ответственность за свой выбор. Моисей просит у Бога быть «изглаженным из книги Твоей». Он думает, что этого может быть достаточно, чтобы покрыть грех людей. Доброе желание – взять вину на себя – не освобождает виновного человека от ответственности за личное участие в этом грехе. Даже если наша вина не была доказана в суде, или когда кто-то другой понес за тебя наказание, это не делает нас невиновными. Даже когда Христос пострадал за все наши грехи, заплатив за нас ценою Своей крови, это не означает, что мы больше не грешим, или то, что Бог не смотрит, как мы поступаем, или что теперь автоматически все попадут на небо. Нет, это не так. Своей смертью Христос открыл нам свободный доступ к Богу: иди, бери, омойся Его кровью. Все, кто хочет, может получить прощение грехов. Однако, ответственность за выбор – на тебе. А также, ответственность за преднамеренные твои грехи. Потому что настоящий «рожденный от Бога не грешит» (1 Ин. 5:18), а если и согрешит – то осознает свою вину и кается.
  • В этой главе Моисей впервые в Библии говорит о «книге Твоей», в которую Сам Бог вписывает. Видно, что Моисей уверен, что Бог вписал его в нее. Следующее утверждение Бога – «того, кто согрешил, изглажу» - предполагает, что некоторые, которые уже были вписаны в нее, могут быть «изглажены», то есть, их имена будут убраны из нее. Означает ли это, что Аарон также понесет это наказание? Или Бог простит ему его слабость? Однако, именно он будет первосвященником при скинии. Он будет делать то, что Бог сказал. Наверное, он приносил жертвы за свой грех, а также Моисей заступался за него, как позже за Мариамь.
  • Моисею Бог говорит: Делай то, что Я тебе сказал – «иди, веди народ». Делай то, что Бог тебе поручил, несмотря на то, что бы ни произошло. Остановка в пустыне, означившаяся таким ужасным грехом народа, повергла Моисея в ступор. «Что делать? Как дальше жить? Вообще, зачем все это надо было начинать?» Бог говорит четко: иди, иди. «Господи! Они же все равно погибнут!» - как будто мы слышим голос Моисея. Бог опять говорит: иди, иди. «Но Господи, я не могу!» - «Вот, ангел Мой пойдет пред тобою».

Глава делится на 2 части:

  • Окончание указаний Бога о построении скинии
  • Указания о субботе

Мысли:

  • Господь исполнил Духом Своим Веселиила для определенной работы. Интересно, что только один человек имел эту привилегию. Он был мастером «на все руки» от Бога. Физический труд, искусство и умение работать руками для созидания церкви – тоже дар Св. Духа. Перед Веселиилом было важное и трудное задание, но также были и эти способности, и помощники. Помощники уже были мудрыми людьми, но Бог дает еще больше им мудрости для этого дела («в сердце всякого мудрого вложу мудрость»). Тот, кто ничего не делает, не может ожидать от Бога сверхъестественных способностей для какого-то дела. Быть мастером своего дела – тоже мудрость. Благодаришь ли ты Бога за данную тебе мудрость в том, что ты уже умеешь делать? Или ты приписываешь все эти способности себе? Если у тебя уже есть эта мудрость, думал ли ты о том, что у Бога есть особый план для твоей жизни, для использования этих даров от Него? Или ты, наоборот, винишь Бога, что не дал тебе таких даров, как у других (например, дар Моисея – быть лидером), и недоволен своей жизнью, наполненной физическим трудом? Библия говорит, чтобы мы все «делали, как для Господа». Будь добрым и верным рабом Богу.
  • Моисею не нужно самому делать все, относящееся к скинии. Почему же сегодня от пастора требуется делать все, что в собрании?
  • Ст. 2 – у Моисея не может быть другого выбора. Ему было легче – Бог произвел Свое назначение: «Именно Веселиила». Это подтверждает ту истину, что Бог наперед знает, кто будет самым подходящим человеком для какого-либо служения. Он знает его по имени. Единственное, чем он отличается от остальных мудрых людей – тем, что Господь исполнил его еще Духом Святым. Как можно увидеть разницу между мудрыми людьми и теми, у которых мудрость – дар от Духа Святого? Трудный вопрос. Единственное, что приходит на ум, - это то, что у человека, имеющего Духа Господнего, есть плод Духа кроме даров Духа. Когда мы видим этот прекрасный набор качеств в человеке, начиная с любви, которая не превозносится, не завидует, и т.д., мира («имейте мир со всеми, если возможно с вашей стороны»), плюс еще особое дарование от Бога – только такой человек сможет справиться с поставленной перед ним задачей. Как часто, имея какой-то дар от Бога, мы приписываем его себе.
  • Что делать лидеру при назначении кого-то? Быть осторожным («смотри…» - ст. 2), слушать голос Божий, не самому решать, кто лучший. У Бога всегда есть человек. Не бояться, что ты еще не знаешь, кто этот человек. Понимать тот факт, что, если человек никогда ничем подобным не занимался, вряд ли он сможет все правильно сделать. Это не сверхъестественный дар – «мудрому вложу мудрость». Бог приумножает то, в чем ты уже развиваешься. Также, они должны быть способны других научить. Веселиил и его помощник должны были быть сконцентрированы на том задании, которое дал им Бог. Именно поэтому Моисей сам не делает это все, несмотря на то, что он знал лучше всех, как все это должно было выглядеть. Эти люди были не из левитов и священников, у них не было других обязанностей в скинии. У Моисея как лидера было «видение» от Бога: его задачей было правильно передать другим, избранным для этого служения, людям.
  • Бог говорит: Я назначил, Я исполнил, Я даю, Я вложу, Я повелеваю в отношении Веселиила. Это говорит о суверенной воле Бога, поставившего этого человека для устроение скинии. Иоанна 3:27 – «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба», чтобы ему не хвалиться, а другим не завидовать. Проводится параллель с сыном Каина, Тувал-Каином, который первым стал мастером по железу для ковки железа и меди – оружия. Все люди, являясь образом Божиим, имеют в себе зачатки мудрости в искусстве. Они могут либо полностью их заглушить в себе (не развивать), либо развивать для своих вожделений, но лучше развивать их для славы Божией».
  • Суббота – знамение между Богом и Израилем для свидетельства всем народам. Это не просто знак или флаг или вид одежды, это преднамеренное воздержание от труда. Оно не было свидетельством личного выбора, это – приказ Бога. За неисполнение – смерть! Это – заповедь! У каждого верующего есть свобода и право выбора во многих вопросах. Однако, есть заповеди, которые никто не имеет права преступать. В Новом Завете это две заповеди: возлюби Бога и ближнего, как самого себя. В них – весь Ветхий Завет.
  • Иисус стал Господином (распорядителем) субботы. Он творил добро в субботу, ходил в синагогу, проповедовал, Он стал вместо субботы. Есть ли у нас день, где все посвящено Богу? Не нарушаешь ли ты субботу – делаешь нечто для своей пользы и удовлетворения?
  • Суббота также говорит об установленной Богом длительности недели, тем самым заботясь о человеке. Получается, что мы должны считать дни. Также, суббота указывает на покой Божий, который наступит в небесах. В нем мы будем пребывать, однако ничем земным не будем заниматься.
  • День субботний указывает на то, что на земле всему приходит конец, и начинается новая неделя, период, день. Он указывает на то, что пришел Тот, Кто окончит Собой (Своей жертвой) прежнюю эпоху (Ветхий Завет), и наступит день воскресный, день радостный от свершившегося чуда воскресения Христа, день, открывающий новую эру в христианстве, день, когда жертва уже принесена и уже не нужно приносить жертву. И поэтому, я думаю, первые христиане выбрали этот день для поклонения Богу. Только в этот день (или в другой рабочий день) они могли повстречаться с людьми на площадях и рассказать им о Христе. День, когда спасение стало доступно всем. Однако, придет еще другой день покоя, когда мы успокоимся от всех своих земных трудов. Это – смерть. Но и с ней все равно все не закончится, потому что Иисус победил смерть, и одни воскреснут для вечной жизни, другие же – для вечных мучений. Слово «вечный» закрывает или останавливает эту периодичность в жизни человека.

Краткий план главы:

  • Жертвенник для возношения курений (ст. 1-10)
  • Указания об очищении его раз в год кровью – очистительная жертва (ст. 10)
  • Распоряжения насчет исчисления народа (ст. 12)
  • Серебро, приносимое в выкуп, будет для служения в скинии собрания (ст. 12-18)
  • Медный умывальник (ст. 18)
  • Между жертвенником и скинией, прежде, чем приступать к жертвоприношению или служению, нужно омывать ноги (ст. 18-22)
  • Миро для помазания (ст. 23-33). Все предметы в скинии и священники должны быть помазаны им.
  • Курительный состав (ст. 34-38)

Определения слов:

  • Ситтим – акация
  • Сикль – шекль, равнялся 20 герам
  • Смирна – вид древесной смолы
  • Кассия – сладкие стручья, или корица, или вид лавра
  • Стакти – благовонная смола, скорее всего, дерева стиракс
  • Халван – застывший, похожий на резину сок из корней ферулы
  • Чистый ливан – ладан, смола
  • Гин – примерно 12 сегодняшних стаканов

Мысли:

  • Господь использует временные указатели на земле, чтобы действия, заповеданные Им, никогда не прекращались, чтобы Его служители знали, что нужно делать каждый день, год и т.д. Нам тоже это напоминает о планировании дня, года, и пр.
  • Жертвенник для приношения курений указывает на то, что мы можем быть в близком общении с Богом посредством молитвы (Пс. 140:2)
  • Только священники могли возносить курения. Только очищенные, освященные люди могут рассчитывать на близость с Богом в молитве. Это похоже на то, как мы утверждаем, что «любим всех», но в то же время, приглашаем в наш дом лишь тех, кого мы знаем и с которыми у нас особый уровень отношений (или мы хотим его установить).
  • Должна быть рутина в отношении с Богом: утром и вечером, каждый день. В ином случае – мы «забываем» о Боге. Все это – для нашей пользы, и свидетельствует о приоритетах нашей повседневной жизни. Как мы начинаем и оканчиваем свой день? Кто главный – я или Бог? Служение в скинии указывает нам на правильный образ жизни.
  • На жертвеннике курения были рога – прообраз силы. Только через молитву мы можем получить силу у Бога. «Много молитвы – много силы».
  • Золотой венец на жертвеннике курения – прообраз победы. Молясь, мы сможем победить искушения и грех. Были случаи, когда кто-то хватался за роги жертвенника, чтобы спастись. Молитва – это спасательный круг верующего.
  • Курения издавали приятный аромат в скинии, и, возможно, даже за ее пределами. В присутствии Бога приятно находиться. Наше сердце успокаивается, когда мы молимся. Нам хорошо, когда мы в постоянном молитвенном общении с Богом. А также это – свидетельство для мира. Люди чувствуют этот «приятный запах», благоухание, от тех, кто верно молится Ему. Подумайте, как хорошо знать того человека, который молится о вас, того, кому можно рассказать сокровенные нужды, и знать, что он станет за вас в эту молитвенную борьбу. К сожалению, таких «молитвенных священников» все меньше и меньше.
  • Для приготовления благовонных курений использовались доступные людям специи и вещества, хотя, мы не знаем, насколько они было доступны людям. Однако, кто-то, по-видимому, захватил их с собой, раз их можно было раздобыть в пустыне. Это говорит нам о том, что люди любили использовать эти вещества для своих нужд (медицинских, косметических и др.) Нужно было сделать особый состав, который не разрешалось делать обыкновенным людям. Эта смесь делает новый, особый запах. Это – как знакомые, повседневные продукты смешиваешь в новом блюде, и они дают до этого незнакомый вкус. Так и наши слова, направленные к Богу, делают этот особый разговор с Ним отличным от обычного разговора с человеком. Слова отобранные, как эти специи с приятным запахом, - там нет неприличных слов, там доброта, покой и смирение.
  • Интересно, что Бог всегда заботился о том, как все эти вещи будут переноситься. Он учитывал те обстоятельства, которые были у них тогда: нужно были двигаться вперед. В Библии мы встречаем выражение «неудобоносимые» (законы, постановления, которые делали жизнь евреев тяжелой). Так вот, то, что хочет от нас Бог, - пребывание перед Ним в молитве утром и вечером, - легко выполнить.
  • Место жертвенника курения – перед ковчегом, но перед завесой. В молитве мы чувствуем присутствие Бога в нашей жизни. Мы с Ним разговариваем, как будто бы Он рядом, хотя и не видим Его физическими глазами.
  • Слово «святыня Господу» означало то, что предназначалось только для Бога. Так и наша молитва, только единому Богу – и никому больше. Когда мы пишем или говорим обращение к кому-то (например, начальнику), мы не можем делать это подобно нашей молитве к Богу (например, говорить, «спаси меня», или «ты можешь все»). Даже такие слова, как «прости», «помилуй», имеют другое значение, когда мы обращаемся к Богу.
  • Господь дает указания, где брать средства на служение в скинии. Он напоминает о законе насчет исчисления и выкуп за каждую душу. Если раньше они не были уверены, куда идут деньги за выкуп, то теперь это становится ясным.
  • Медный умывальник – для очищения перед служением Богу, говорит об особой подготовке тех, кто намерен служить Богу. «Чист ли ты? Кровь Его может пятна греха смыть с тебя…» Омывались руки и ноги священника. То, что ты уже священник, не означает, что ты уже не обладаешь греховной природой. Даже очищенный кровью продолжает грешить, но будь осторожен! Всегда очищай себя перед служением Богу – это «постановление вечное»! Поэтому мы молимся всегда о прощении несмотря на то, что кровь Иисуса Христа уже омыла нас от всякого греха. Мы не стали безгрешными после покаяния в полном смысле этого слова, хотя и оставили многие грехи.
  • Миро священного помазания – оно использовалось для помазания всего: скинии, предметов, священников. Прообраз Духа Святого. «Дух один, дары различны». Бог дает Своим духовные дары для устройства церкви. Все это – благодаря Духу Святому. Несмотря на многоразличие священников и левитов, а также на принадлежности скинии, у них было одно общее – помазание миром – Духом Святым сегодня. Имеешь ли ты на себе это помазание? Исходит ли от тебя этот приятный запах мира? Или ты так, «сам по себе»? Есть ли в тебе то, что объединяет тебя с другими верующими?
  • Для того, чтобы быть помазанным, нужна предварительная подготовка. Только «святые» - отделенные Богу вещи и люди – могли быть помазаны. Если церковь – это «избранное священство», то Дух Святой – только для нее. Дух Святой нельзя получить за деньги или попытаться получить собственным путем (запрет на приготовление обычными людьми или для других целей). Он или есть в тебе, или его нет. Ты не можешь называть себя святым, если не помазан. Так же, как и вещи, помазанные миром, можно узнать по запаху, так наверное и мы можем знать, в ком есть Дух Святой, видя Его проявления и плод. Где ты сейчас – в скинии или за ее пределами? Может быть, ты приходить на поклонение к Богу регулярно, ты даже приносишь в нее дары – свои пожертвования. Ты также совершаешь все обряды и веришь в искупительную жертву Христа… Однако, ты все еще прихожанин, возвращающийся постоянно в мир – в свою палатку, в свой мирок. И не понимаешь, что настоящая жизнь христианина – только в «скинии», в тесном общении с Богом.