Мысли:
- Человек хочет «своего Бога», к которому он хочет приходить на своих условиях. «Дай нам нашего бога!» - так они говорили Аарону. Нередко это понимание о Боге складывалось из того, что они видели вокруг, как делали язычники. Израиль требовал своего бога, однако поклонялись они ему, как язычники. Таким образом, их «бог» был бы поставлен в пантеон других богов мира сего. Они могли бы сказать: «У нас есть свой бог, он выглядит по-другому. Но на самом деле он ничем не отличается от ваших, и мы сами не хуже и не лучше вас». Эта философия жизни неверна, когда люди постоянно сравнивают себя с другими, и их предел – «как у других», или «надо так, чтобы люди не смеялись». Часто эта «рамка» совсем не поднимает, только иногда некоторые выходят из нее и решают: «а я буду больше, лучше, выше», стараясь всех обогнать, но таких немного. В глазах мира это – герои, но именно этого хотел Бог от Израиля. Он хотел, чтобы Его народ был другим, не таким, как все, отделенным, отдельным, святым.
- Бог Сам делает для них каменные скрижали. Это – не просто камень определенной формы, это – говорящий камень. Каждый раз, когда ты смотришь на него, он тебе говорит, как жить. Нет, это не так, как у язычников. У них – «живи, как хочешь», и ублажи божество, чтобы твои желания были исполнены.
- Когда Бог сообщил Моисею о грехе народа и желании уничтожить этот народ, Моисей не соглашается. Он переживает о том, что скажут другие. Он просит сохранить их ради свидетельства миру. Нам жалко людей, особенно тех, с которыми мы так долго шли. Мы перестаем замечать их недостатки – мы просто их любим, не обращая внимания на их недостатки. Бог хочет убрать их из нашей жизни, но мы не согласны. Мы понимаем, что у всех нас – греховная природа, и, зная свои несовершенства, мы склонны смиряться с грехами других. Но Бог – Он святой, совершенный, Он долготерпит, милует, но когда-то все равно придет конец. Проверял ли Бог Моисея этим предложением, или действительно хотел уничтожить народ? Он готовил его к тому, что тот увидит в стане. Когда Моисей увидел, вся любовь и жалость куда-то делись, что даже скрижали были брошены. Моисей не дал Богу свершить суд, однако устроил свой. Правильно ли это было? Возможно, это и был суд Божий?
- Когда мы сомневаемся в лидере, его способности вести народ дальше, мы требуем силой толпы каких-то изменений. «Мы будем сами управлять! Наш бог – из нашего золота! Мы его сами понесем в землю обетованную! И как-нибудь сами дойдем! И скажем всем – вот наш бог, который нам помог». Это все – надежда на себя, на свое богатство.
- Бог называет этот народ – «необузданным». А Аарон допустил его до необузданности. Аарон – человек, который боялся за свою шкуру, готовый слушать толпу, плохой помощник Моисею. В отсутствии Моисея не останавливал народ на пути неправильного мышления. Ничего не делал для этого. Брат Моисея, однако не убежденный в Боге. Никогда сам с Богом не встречался и не говорил. У него не было личных отношений с Богом (хоть и священник).
- «Кто Господень – иди ко мне. Убивайте каждый брата своего». Здесь – отношения с Богом: послушание Ему выше родственных и близких отношений. Как часто нам очень трудно сказать нашему другу и брату, что он неправ. Но боимся, прежде всего, за себя, потому что знаем, что нам самим «оружие пронзит душу». Даже Ап. Павел готовы был быть отвергнутым Богом за братьев своих, чтобы они спаслись. Но Бог не дает нам такой возможности. Он Сам хочет быть на пьедестале нашего сердца. «Кто Мне служит, Мне да последует». А также: «Тот мне брат, и сестра, и матерь». Часто то, кто ближе к нам, не принимает нас всерьез. Как не верили в Христа Его братья по крови. Они часто видят нас еще незрелыми, вспоминая наше детство и проделки. Иногда даже возраст играет в этом свою роль. Они хотят быть с нами на «короткой ноге», как хотели Аарон и Мариамь с Моисеем. Бог не против родственных связей, однако, есть предел панибратству. У Моисея важное послание от Бога: никто не имеет право требовать «поблажки» только из-за того, что он – их родственник. Слово Божие – ко всем, Бог делает нас равными во Христе.
- Каждый будет сам отвечать за свой грех. Будучи частью народа, общества, с тебя не снимается ответственность за свой выбор. Моисей просит у Бога быть «изглаженным из книги Твоей». Он думает, что этого может быть достаточно, чтобы покрыть грех людей. Доброе желание – взять вину на себя – не освобождает виновного человека от ответственности за личное участие в этом грехе. Даже если наша вина не была доказана в суде, или когда кто-то другой понес за тебя наказание, это не делает нас невиновными. Даже когда Христос пострадал за все наши грехи, заплатив за нас ценою Своей крови, это не означает, что мы больше не грешим, или то, что Бог не смотрит, как мы поступаем, или что теперь автоматически все попадут на небо. Нет, это не так. Своей смертью Христос открыл нам свободный доступ к Богу: иди, бери, омойся Его кровью. Все, кто хочет, может получить прощение грехов. Однако, ответственность за выбор – на тебе. А также, ответственность за преднамеренные твои грехи. Потому что настоящий «рожденный от Бога не грешит» (1 Ин. 5:18), а если и согрешит – то осознает свою вину и кается.
- В этой главе Моисей впервые в Библии говорит о «книге Твоей», в которую Сам Бог вписывает. Видно, что Моисей уверен, что Бог вписал его в нее. Следующее утверждение Бога – «того, кто согрешил, изглажу» - предполагает, что некоторые, которые уже были вписаны в нее, могут быть «изглажены», то есть, их имена будут убраны из нее. Означает ли это, что Аарон также понесет это наказание? Или Бог простит ему его слабость? Однако, именно он будет первосвященником при скинии. Он будет делать то, что Бог сказал. Наверное, он приносил жертвы за свой грех, а также Моисей заступался за него, как позже за Мариамь.
- Моисею Бог говорит: Делай то, что Я тебе сказал – «иди, веди народ». Делай то, что Бог тебе поручил, несмотря на то, что бы ни произошло. Остановка в пустыне, означившаяся таким ужасным грехом народа, повергла Моисея в ступор. «Что делать? Как дальше жить? Вообще, зачем все это надо было начинать?» Бог говорит четко: иди, иди. «Господи! Они же все равно погибнут!» - как будто мы слышим голос Моисея. Бог опять говорит: иди, иди. «Но Господи, я не могу!» - «Вот, ангел Мой пойдет пред тобою».